От редактора

Богомыслие не умирает!

Однажды я видел сон: я шел по пыльным коридорам недостроенной богословской школы, спускался по лестницам без перил, переступал через трубы. Из забрызганных известью окон врывались резкие порывы весеннего ветра. Рядом со мной шел кто-то, я не мог его хорошо рассмотреть, наверное это был смотритель, и вдохновенно рассказывал о грядущих проектах и великих свершениях, которые должны вот-вот произойти в этом грандиозном храме науки. Мы свернули в большой зал с потрескавшейся и местами отбитой штукатуркой. С потолка свисали провода, а прямо под ногами лежала груда старых папок. На обложке одной из них было написано «Богомыслие». Надпись была перечеркнута лаконичным словом – в архив.

– Это кому-то надо? – спросил я смотрителя, – указывая на папки.

– Нет, – ответил тот, – если хотите, забирайте себе. Раньше здесь была типография, а теперь будет спортзал. Будущим богословам тоже энергию куда-то девать надо.

Идея про энергию мне понравилась. Я почувствовал вдохновение от найденного клада и таил радость, чтобы никто о нем не догадался. Делая как можно более равнодушный вид, я взял невесть откуда появившуюся тачку на одном колесе – похоже, что на ней раньше возили мешки с цементом, и с помощью смотрителя нагрузил ее бесценной макулатурой. Здесь были заметки, статьи, рукописи, написанные дрожащим старческим почерком, переписка с авторами и распечатки старых номеров, выходивших в эпоху восторженного религиозного бума после падения берлинской стены и железного занавеса.

В те годы Альманах печатался пятитысячным тиражом, расходился по церквам и частным коллекциям. Его зачитывали, ругали, спорили, восторгались, обвиняли и все же любили. Он был первым и единственным альманахом евангельского богословия многие годы, но потом пришли новые времена. Поменялись ориентиры, появились новые люди. Библейские школы стали богословскими семинариями и университетами, вышли на академический уровень, заговорили на греческом и иврите.

Альманаху надо было подтянуться, ему указали соответсвенную нишу – профессиональную аудиторию студентов и профессоров, которые пишут академические статьи друг для друга. Статьи стали безумно интересные, но чтобы их понять  надо было иметь два образования и владеть средневековой латынью. А так как церковный люд недостаточно хорошо разбирался в перихорезисе и часто путался в сущностях и энергия нетварного мира, то тираж журнала упал до числа профессоров, которые журналы вообще не читают, потому что предпочитаю писать, а не читать. Альманах сначала сник, похудел, уменьшился в объеме и размере, а потом вообще впал в летаргический сон к радости администрации, которой уже не надо было искать финансирование и писать отчетность в налоговые службы.

Я вез тачку с бесценным грузом куда-то вверх, где нет архивов, манной каши и строгих цензоров. Проплывал через разбитые оконные рамы и удивлялся, что тачка катиться по воздуху легко, как по асфальту и только одна фраза, как это обычно бывает во сне, навязчиво всплывала вновь и вновь – «Богомыслие не умирает».

Сон кончился, а журнал остался.

Наяву все было проще и будничнее. Оказывается, еще не перевелись люди, которые хотят читать статьи о Боге и о духовной жизни и Тот, Кто управляет не только Вселенной, но и желаниями администраторов, решил, чтобы Альманах Богомыслие возродился в том формате и с той философией, с которой он начинался. Вызвали старую команду, дополнили новой редколлегией и Альманах задышал.

Он вспомнил, что был учрежден Одесской богословской семинарией, как журнал евангельской традиции и снова подтвердил свое назначение стать своеобразным мостиком от Академии к Церкви, чтобы способствовать формированию богословского подхода и библейской позиции в повседневной жизни. Такое назначение определило аудиторию журнала – это все те, кто интересуется более глубоким, целостным и гармоничным изучением Писания и дел Божиих в истории, в жизни отдельных людей и человеческих сообществах.

Альманах снова заявляет о верности своим первоначальным принципам:

  • Разнообразие статей. То есть, в каждом выпуске как правило, публикуются материалы из разных богословских областей, а также представляющие различные богословские подходы.
  • Простота, аналитичность и популярность изложения; образность и современность языка.
  • Доступность для церковного читателя, не имеющего формального богословского образования.
  • Свежесть и оригинальность тем, подходов и взглядов. То есть, приветствуются разномыслия не переходящие в ереси.
  • Открытость информации и абсолютное волонтерство на всех этапах, за исключением печатанья в типографии.
Вы здесь: Home ОТ РЕДАКТОРА