Ирина Грищенко

Святые места глазами Этерии Аквитанской
 
В IV веке в христианстве развивается идея паломничества, то есть хождения к святым местам с целью поклонения и молитвы. Это могли быть места захоронения христианских мучеников, места особых чудес и знамений и, конечно же, места, связанные с рождением, жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа, – Палестина. Считается, что слово «паломничество» происходит от слова «палома» – пальмовая ветвь, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса Христа, хотя хождение к святым местам было известно еще с глубокой древности. В язычестве центрами паломничества были храмы Аполлона в Дельфах, Амона в Фивах и другие места. В христианстве константиновского периода паломничество стало приобретать двойную смысловую нагрузку. Это было познавательное путешествие. Паломники посещали Святую землю, чтобы прикоснуться и физически увидеть предмет своей веры, подтвердить свои убеждения и получить вдохновение. Но в большей степени оно понималось как поиск  особой святости, благочестия и благодати в определенных географических местах. Эти места стали называть Святыми местами. Одной из первых знаменитых паломниц была Елена – мать императора Константина.